Центр планирования карьеры и трудоустройства
Центр планирования карьеры и трудоустройства – структурное подразделение Департамента учебной работы Университета. Основная цель – содействие трудоустройству выпускников и подбор персонала для организаций из числа обучающихся в Университете.
Чем занимается центр?
Сотрудники Центра проводят комплекс мероприятий с организациями и профессиональными сообществами по формированию профессиональных компетенций обучающихся по направлениям подготовки, реализуемых Университетом и построению карьерной траектории студентов.
Как центр работает со студентами?
Размещает вакансии для студентов университета, проводит консультации по вопросам трудоустройства, информирует о мероприятиях и проводит мероприятия, которые помогут студентам в трудоустройстве.
Новости
Митап по инициативе группы компаний ЛАНИТ
19 мая 2022 года студенты направлений «Прикладная информатика», «Бизнес-информатика» Университета «МИР» участвовали в митапе, проведенном [...]
Открыта регистрация на всероссийский студенческий проект «Твой Ход»
Сделай ход! Открыта регистрация на всероссийский студенческий проект «Твой Ход». Заявки на конкурсную часть принимают [...]
Практика и стажировка для студентов МИРа. Знакомимся с нашими деловыми партнерами — работодателями
Центр планирования карьеры и трудоустройства 29 марта 2022 года для студентов университета всех направлений подготовки [...]
Приветствуем компанию АО «Фармперспектива»
Приветствуем компанию АО «Фармперспектива»! Митап «Открытые вакансии компании АО «Фармперспектива». Прекрасная возможность совмещения с учебой» [...]
Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов
Дает старт Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое [...]
Нужна работа или место практики? Тогда это к нам!
Центр планирования карьеры и трудоустройства Университета «МИР»с 28 февраля по 2 марта 2022 года организовал [...]
Модульная программа «Школа карьеры»
Школа карьеры – это модульная обучающая программа, Ваш личный репетитор по карьере, включающий в себя семинары, тренинги, комплексную диагностику личности и индивидуальные консультации, направленные на подготовку обучающихся и выпускников к вступлению в профессиональную жизнь. Занятия ведут опытные тренеры, представители кадровых агентств и служб персонала крупных компаний. Занятия начинаются с 1 октября и заканчиваются 1 июня.
Вы сможете получить объективную информацию о рынке труда и тенденциях его развития, комплексную оценку своего профессионального и личностного потенциала, представление о базовом наборе профессиональных компетенций и их практическом применении в различных ситуациях, профессиональные рекомендации по дальнейшему построению карьеры.
Вам расскажут о ведущих отраслях на рынке труда (Консалтинг, Информационные технологии, Финансы, Логистика и т.д.), их структуре, крупнейших компаниях (западных и российских), вакансиях, которые предлагаются для молодых специалистов, и основных требованиях к ним; условиях труда и размере заработной платы, на которую вы можете рассчитывать.
На семинаре подробно рассматриваются вопросы современных требований к этому личному документу, отрабатываются различные формы резюме и методики работы с его написанием. Вам будет предоставлена возможность под руководством специалиста составить резюме, рекомендацию или сопроводительное письмо с последующей индивидуальной консультацией.
Вы узнаете, как правильно и эффективно организовывать процесс поиска работы, какими источниками и средствами пользоваться, как пройти импровизированное интервью, узнать, по каким качествам на самом деле оцениваются кандидаты, и как сформировать о себе положительное впечатление. Как работать с кадровыми агентствами.
Вы узнаете и пройдете на практике, как представить себя в наиболее выгодном свете и понравиться на собеседовании, в групповой дискуссии, в процессе публичного выступления, как сделать свою презентацию успешной и эффективной. Вас обучат подготовке к интервью: психологическая и содержательная подготовка, — что необходимо сообщать о себе и в какой манере это делать, типы менеджеров по персоналу и основные стратегии поведения на интервью.
Тренинг-семинар поможет молодым специалистам правильно подготовиться к предложенному работодателем собеседованию. Слушатели узнают какие типы интервью предпочитают в современных организациях, банках, как отвечать на те или иные вопросы, разберут типичные ошибки при интервьюировании.
Как сформировать в окружающих нас людях именно те впечатления о себе, которые мы хотим им передать? А как мы формируем в своем сознании личный и профессиональный имидж других людей и чем они отличаются? Как использовать эти имиджевые функции на практике? Узнать себя с другой стороны, обратить внимание на свои сильные стороны, научиться использовать их для достижения поставленной цели – все это в нашем семинаре.
Основы делового этикета и деловая субординация. Как распределяются роли в команде. Какие процессы происходят в группе и как ими управлять. Кто я в команде? Как управлять эмоциями других людей. Закономерности построения отношений с коллегами и руководством. Закономерности продвижения по карьерной лестнице. Почему и за что уважают коллеги по работе. Как сделать так, чтобы Ваш начальник Вас заметил. Производственные конфликты и их решение. В любой группе Вы сможете занимать выгодную позицию, добиваться расположения всех её членов, быть авторитетным, уважаемым и влиятельным.
Вы под руководством специалистов попробуете определить сферу деятельности, в которой вы будете наиболее успешны, обучитесь постановке профессиональных целей и построению стратегии их достижения. Вы узнаете, что такое планирование карьеры и как научиться эффективно планировать ее, как выявить свои сильные и слабые стороны с точки зрения выбранной профессии. У вас будет возможность в тренинговом режиме проработать и преодолеть внутренние конфликты, страхи, неуверенность в себе, связанные с профессиональным выбором и развитием.
Вы научитесь эффективно и быстро анализировать информацию, систематизировать данные, оперировать большими объёмами информации. Пройдете основные этапы в ходе устройства на работу — групповые методы решения задач: групповая дискуссия, мозговой штурм, синектика. Вы узнаете, как развивать мышление, сделать его гибким и нестандартным, а также в каких профессиях нестандартность мышления является одной из важных составляющих успеха в работе и карьере. Основы ТРИЗ: как решать задачи творчески и эффективно.
Вы узнаете об основных формах деловой коммуникации в ходе построения карьеры и сможете попробовать свои силы в каждой из них. Узнаете об основных средствах и приёмах успешного взаимодействия с другими людьми. Мы расскажем и предоставим возможность опробовать на практике основные техники ведения переговоров (телефонные переговоры, интервью и т.д.), достижения положительных договоренностей и принятия обязательств в результате переговоров, изучим технологии воздействия и манипулирования и поговорим об экологии деловой коммуникации.
Имидж лидера: что это такое и как его создать. Развитие социальной компетентности и искусство влияния. Активность, инициативность, целеустремлённость: зачем они нужны лидеру. Ответственность за достижение результата: как она влияет на позицию в группе. Формирование и развитие уверенности в себе, создание критериев персональной успешности; основы самоменеджмента. Умение поставить цель, создать алгоритм решения задачи, спланировать время и распределить ресурсы на достижение целей. Навыки планирования и прогнозирования, управления групповыми процессами, построения эффективного взаимодействия с членами группы. Мотивация членов группы, система и виды поощрений.
Тренинг, который позволяет стать хозяином себе и своему времени, успеть сделать работу за минимальное время, определить свои цели и жизненные приоритеты, отделить важное от второстепенного. Эффективно использовать свой потенциал, научиться делегировать ответственность, составлять расписание, которое помогает в работе. Понять, куда уходит время и как его задержать. Вы сможете подготовиться к экзамену быстро и качественно, распределить усилия на написание дипломной или курсовой работы. Вам не понадобятся бессонные ночи, чтобы успеть. Это тренинг, который сделает время вашим другом!
Направления работы Центра с обучающимися
Центр планирования карьеры и трудоустройства Университета «МИР» предлагает обучающимся:
- диагностику и консультирование по вопросам профессионального и личностного роста;
- вакансии и стажировки в ведущих компаниях от работодателей и кадровых агентств;
- проведение информационных и образовательных мероприятий о способах успешного построения карьеры (Цикл – практикум «Школа карьеры»);
- помощь в подготовке персонифицированного пакета документов для трудоустройства;
- связь с профессиональными сообществами;
- информацию о программах стажировок / подбора молодых специалистов ведущими компаниями Самары и Самарского региона;
- организацию экскурсий в компании для обучающихся младших курсов;
- проведение Internet ярмарок вакансий для обучающихся, слушателей и выпускников института в течение учебного года;
- проведение презентаций различных компаний;
- информацию о рынке труда
Направления работы Центра с выпускниками
Центр планирования карьеры и трудоустройства Университета «МИР» предлагает выпускникам:
- психологическую поддержку, консультирование по вопросам профессиональной деятельности.
- вакансии и стажировки на начальные позиции (предполагающие карьерный рост), а также на средние и топовые позиции, (требующие наличие опыта работы) в ведущих компаниях от работодателей, кадровых агентств;
- возможность работы с информационными материалами Центра;
- связь с профессиональными сообществами;
- возможность размещения своего резюме в базе данных Центра;
- возможность проведения презентации компании;
- помощь работающим выпускникам в подборе персонала;
- возможность поделиться своим опытом со студентами, приняв участие в информационных и образовательных программах Центра (Цикл-практикум «Школа карьеры»).
Направления работы Центра с работодателями
Центр планирования карьеры и трудоустройства Университета «МИР» предлагает работодателям:
- формирование резерва кадров из числа обучающихся, слушателей и выпускников института на договорной основе;
- организацию и проведение семинаров, программ, тренингов в сфере кадрового менеджмента и трудовых отношений;
- организацию презентации Вашей компании для обучающихся Университета «МИР»;
- прямой подбор персонала;
- участие в Ярмарках вакансий института;
- возможность выступить с образовательными лекциями/семинарами по вопросам построения карьеры/практики работы в сфере Вашей профессиональной деятельности;
- информационное сопровождение Ваших мероприятий в стенах Института;
- присутствие на защитах выпускных квалификационных работ бакалавров и магистров.
Этап первый. Выбор места работы
Время поиска работы — тяжелое и беспокойное время для всех. Опытные профессионалы и начинающие специалисты волнуются, стремятся произвести благоприятное впечатление на работодателя, с надеждой ожидают результатов собеседования.
Конечно, соискатели, имеющие солидный профессиональный опыт, тревожатся меньше. Они уже состоялись как специалисты и почти уверены: не сегодня так завтра работу себе обязательно найдут. Для них смена работы, как правило, связана с поиском лучших условий труда, более высокой заработной платы и интересной работы.
Сложнее приходится тем, у кого, кроме желания работать и зарабатывать, ничего нет — выпускникам вузов. Буквально в каждом объявлении о вакансии содержится требование к опыту работы по специальности «от года, трех, пяти лет». Отсутствие опыта представляет серьезную проблему для этой категории соискателей не только в практическом, но и в психологическом плане.
Требование обязательного опыта работы по специальности вызывает у некоторых соискателей не только отчаяние, но и возмущение в адрес работодателя: «Откуда я возьму этот опыт? Ведь я только окончил(а) институт. Вот пусть они примут меня на работу, тогда и появится опыт».
Давайте не будем отчаиваться и считать свое положение безнадежным, что-то хорошее в нем, безусловно, есть и обязательно будет, если Вы сумеете разумно подойти к ситуации и понять своего будущего работодателя.
Если Вам нужна работа, забудьте о своих обидах, возмущении и потребительском подходе к трудоустройству: «Они должны принять меня на работу, переобучать, платить зарплату и т.д.» Ничего они Вам не должны (хотя КЗоТ утверждает обратное), так как в долг у Вас не брали, поэтому постарайтесь просто принять завышенные, с Вашей точки зрения, требования к опыту работы по специальности. Так будет легче для Вас.
Ну разве не понятно, что не у каждого работодателя в современной рыночной ситуации есть время и возможность обучать Вас азам профессии? Ну не может он ждать Вас месяц, два, год! Ведь в это время кто-то, более квалифицированный, практически будет работать вместо Вас, принимая на себя ответственность за Вашу работу, исправляя ошибки и улаживая недоразумения с партнерами и руководством. Кому же нужны два специалиста с разным профессиональным уровнем, но с одинаковыми обязанностями и на одной должности?
Конечно, очень неприятно осознавать, а тем более слышать от работодателя, что отсутствие опыта — Ваша, а не его проблема. Но это правда, и с ней приходится считаться, как бы горько и цинично она ни звучала.
Поэтому постарайтесь сконцентрироваться и приготовьтесь убедить работодателя, что и при отсутствии опыта работы Вы прекрасно справитесь. Сделайте упор на свою работоспособность (два дня перед экзаменом — прямое тому доказательство), умение осваивать и применять на практике полученную разными путями информацию, легкую обучаемость, самостоятельность в решении различных проблем. Да мало ли какие другие полезные качества Вы сумели приобрести во время обучения и работы над дипломом!
И пусть Вам поможет молитва, придуманная, кажется, американцами:
«Господи, дай мне терпения, чтобы пережить то, что я не в состоянии изменить; дай мне силы, чтобы изменить то, что я не в состоянии пережить; и дай мне мудрости, чтобы не спутать первое со вторым».
Вот и не ратуйте — переживайте, а лучше меняйте и ищите пути решения проблемы сейчас, если не начали искать их еще раньше.
Правда, не все ищут работу через кадровые агентства или по объявлению — родители и их друзья не бросят «ребенка» на произвол судьбы, но этот вариант мы не рассматриваем, хотя он широко распространён в городе.
Особое обращение к тем, у кого отсутствуют полезные связи: таких значительно больше, так же, как и трудовых вакансий, особенно на нижних ступеньках служебной лестницы, куда не стремятся «блатные» претенденты. Поэтому пусть Вас не смущает отсутствие знакомств в сфере потенциальных работодателей — найдется дело и для Вас. А может быть, и не одно.
Те, кто уже со старших курсов устраивался на частичную занятость, временную работу по специальности — к выпуску, конечно же, стали «супер», теперь их проблемы — лишь выбор удобного денежного места, ведь они официально имеют необходимый стаж, да и навыков у них побольше. Они обросли столь необходимыми «связями» и опытом именно профессионального общения с работодателем. Теперь в роли знатоков они могут помочь своим друзьям дельным советом — где, кто и «почём».
Закоренелым «ботаникам», даже не помышляющим о работе во время учебы, рекомендуем «на полную катушку» использовать золотое время практики и стажировки. Именно сейчас они могут получить недостающие опыт, уверенность и знакомства, успеть «засветиться». У Вас ещё есть «право на ошибку» — лучше его не использовать.
Советуем молодым специалистам по окончании стажировки или практики запастись рекомендациями руководителя организации или своего непосредственного начальника по месту работы. Эти рекомендации, а также рекомендации вузовского руководителя могут Вам пригодиться при дальнейшем трудоустройстве.
И еще. Выпускникам не стоит забывать пословицу: «Рыбак pыбака видит издалека». Специалисты в одной сфеpе деятельности, выпускники одного учебного заведения, пpосто увлеченные своей pаботой люди легко и быстpо находят общий язык независимо от возpаста, занимаемой должности, пpофессионального и жизненного опыта. Иногда собеседование по поводу тpудоустpойства состоит из pасспpосов и воспоминаний об общей Alma mater. Вот и используйте (ненавязчиво и остоpожно) пpинцип Маугли: «Мы с тобой одной кpови — ты и я», обpащаясь к pаботодателю, естественно, на Вы.
Подробно о том, что нужно знать об организации, в которую Вы идёте, и как найти эти сведения, Вы можете узнать в Центре планирования карьеры и трудоустройства.
Этап второй. Написание резюме
Для самостоятельной проработки своего резюме рекомендуем ознакомиться с методическим пособием «Как составить качественное резюме» Т.В. Никитиной — Директора Центра планирования карьеры и трудоустройства Университета «МИР». Методическое пособие находится в библиотеке Университета.
Сразу оговоримся — резюме нужно всем, «опытным» и «зелёным»! Почему? Потому что это Ваш лучший саморефлекторный отчёт, прежде всего перед самим собой. Именно изготовление резюме, самостоятельно или вместе со специалистом, поможет упорядочить информацию о Вас, просмотреть возможные пробелы и успеть подготовиться к ошибкам при прохождении интервью.
Составление резюме — это первый шаг в поискe работы, и от того, насколько правильно оно составлено, будет зависеть, заинтересует Ваша кандидатура работодателя или нет. Есть много различных советов и форм по составлению этого документа, тем не менее, существует общий свод информации, которую необходимо осветить.
- Контактная и личная информация
Этот пункт необходим работодателю для получения личностных сведений о Вас (так как в некоторых случаях требуется сотрудник определенного пола, возраста и семейного положения, многих работодателей интересует наличие детей и их количество). Кроме того, контактная информация — это оперативный способ связи с Вами.
Итак, первый пункт выглядит так:
- Ф.И.О. (обычно пишется крупными буквами, как заголовок, после слова «Резюме»);
- Контактная информация: адрес, контактный телефон, факс, e-mail и так далее;
- Личная информация: пол, возраст (дата рождения), семейное положение, наличие детей.
- Цель
Очень полезный пункт. К сожалению, некоторые о нем забывают. И тогда и работодателю, и менеджеру кадрового агентства приходится ломать голову (особенно если резюме не совсем корректно составлено), на какую же вакансию оно прислано. В цели надо четко сформулировать, какая позиция Вас интересует.
Например:
Цель: соискание вакансии старшего экономиста.
Если Вас интересует ряд схожих вакансий, уместно их перечислить:
Цель: соискание вакансии секретаря, секретаря-референта, личного помощника руководителя.
- Образование
В этом пункте надо указать, какое образование Вы получили (кроме общеобразовательной средней школы). Сначала пишутся даты — с какого по какой год Вы учились в учебном заведении, затем — его название. Если Вы закончили несколько учебных заведений, перечислите их по порядку. Укажите также различные курсы, школы (менеджмента, финансов и т.д.).
Не стоит перечислять всё подряд, то есть то, что не относится к профессии. Если у Вас были стажировки за рубежом, обязательно укажите.
- Опыт работы
Здесь перечисляются предыдущие места работы, начиная с последнего. Обычно указывают 3-4 места. Сначала пишутся даты — с какого по какой год Вы работали в данной организации, затем название организации (желательно указывать форму собственности ООО, ЗАО, ОАО и так далее) и вид ее деятельности (каждый работодатель ищет сотрудника, знакомого с той или иной областью деятельности). Далее следует название Вашей должности, как оно звучало в штатном расписании. Если, работая в одной и той же компании, Вы поднимались по служебной лестнице, т.е. имели несколько должностей, разбивку по датам Вам лучше приурочить к должностям, а не к месту работы.
- Профессиональные навыки
Самый главный пункт резюме. Именно он характеризует Вас как специалиста в той или иной сфере. Постарайтесь четко выделить и охарактеризовать свои профессиональные навыки. Перечислите их буквально по пунктам.
- Основные достижения
Покажите, чего Вы достигли, как выросли, работая в той или иной фирме. Это поможет Вам предстать перед работодателем в наиболее выгодном свете. Старайтесь указывать достижения, которые бы соответствовали интересующей Вас сфере деятельности в данном случае.
- Знание иностранных языков
Пункт не обязательный, но весьма желательный. Если владеете каким-либо языком, напишите, каким, в какой степени (разговорный, технический, владею свободно), знаете ли специальную лексику в какой-нибудь сфере.
- Знание персонального компьютера
Это весьма полезный пункт, так как любого работодателя привлечет специалист, владеющий современными технологиями. Укажите, какие пакеты программ, базы данных, языки программирования и так далее Вы знаете.
- Причины поиска новой работы
Для вас, выпускников, можно опустить этот пункт, помните о нём только в дальнейшем, когда перерастёте Вашу первую работу.
- Рекомендации
Очень многие работодатели хотят получить подтверждение надежности и профессионализма претендентов. Этот пункт в резюме не обязателен. Обычно рекомендации предоставляются по требованию. Если у Вас есть хорошие рекомендации, то зачем о них умалчивать?
- Пожелания к зарплате
Пункт спорный, на Ваше усмотрение. Если Вы укажите этот пункт, он поможет Вам отсеять при рассылке резюме не интересующие Вас предложения и, наоборот, даст возможность работодателю вести с Вами обсуждение заработной платы не на голом месте. Обычно указывают стартовый оклад (ту сумму, которая бы сделала возможным обсуждение сотрудничества) и желаемый оклад (сколько Вы хотели бы получать после испытательного срока).
- Перспективные планы
Пункт тоже не обязательный, но весьма может Вам помочь, обрисовав Вас с лучшей стороны. Например, Вы можете написать, что хотите проявить себя как профессионала в более полной мере, чего по каким-либо причинам не могли сделать на предыдущей работе. Напишите, что стремитесь обучаться и повышать свою квалификацию в интересующей работодателя области. Это будет очень большим плюсом для Вас в глазах предполагаемого руководителя.
- Дополнительная информация
Здесь укажите все дополнительное, что считаете нужным. Например, наличие водительских прав, категории, собственный автомобиль (очень немаловажный плюс для многих менеджеров по сбыту и торговых представителей). Отметьте, есть ли у Вас загранпаспорт.
- Личностные данные
Здесь вполне уместно охарактеризовать себя как личность. Возможно, этим будут заниматься психологи при проведении собеседования с Вами, но, тем не менее, Вы можете дать себе самокритичную оценку и даже немного похвалить. Это оживит резюме, сгладит неловкость первого общения с работодателем или менеджером по персоналу.
Вроде бы Вы учли все. Понятно, что информации накопится много. А теперь самое главное: резюме должно занимать одну страницу, в крайнем случае — две. Помните, человек (в данном случае работодатель), пробегая текст глазами, усваивает информацию, которую успел «захватить» в течение первых 40 секунд, остальное остается как бы в тумане. И если Вы «разольётесь», то многие Ваши ценные данные останутся незамеченными.
Пример: на моё резюме обычно тратится 25-30 секунд (засекалось секундомером). Осталось ещё много полезной информации о том, как правильно написать резюме.
Простое предложение — обращайтесь в Центр планирования карьеры и трудоустройства института и Вам помогут опытные специалисты составить этот немаловажный личный документ.
А если Вы оставите своё резюме в Центре планирования карьеры и трудоустройства, то о Вас узнают как о специалисте максимально большое число работодателей, в том числе солидные компании.
Этап третий. Подготовка к интервью
Чтобы получить желаемую работу, необходимо не только понравиться работодателю, но и обойти других претендентов на должность. Важнейшим качеством, необходимым для достижения этих целей, является уверенность в себе и своих силах. Эта уверенность должна проявляться в Вашем облике, манерах, словах и поступках, а особенно в достойном поведении в критических жизненных ситуациях. Нет сомнения в том, что почти каждый из нас хотел бы обладать этим качеством гораздо в большей степени, чем имеет. Вот несколько рефлексивных характеристик для самостоятельного определения своего состояния:
1) Вы уверены в себе, если:
- осознаете свою неповторимую индивидуальность, преимущества и недостатки;
- чувствуете себя достойным любви и уважения других людей;
- стараетесь ни при каких обстоятельствах не унижаться и не заискивать;
- знаете приемы рационального поведения в различных жизненных ситуациях;
- искренне выражаете свои мысли и чувства, избегая лжи и лицемерия;
- всегда думаете и анализируете происходящее, не полагаясь только на прошлый опыт, мнение большинства, авторитетных личностей и традиции;
- легко высказываете собственное мнение в любом коллективе;
- успешно выступаете перед публикой;
- умеете убедить в своей правоте и настоять на своем;
- выбираете наилучшую стратегию и тактику поведения в конфликтных ситуациях;
- умеете достойно реагировать на критику, замечания, оскорбления;
- доброжелательны к людям, принимаете их такими, как они есть.
2) Вы не уверены в себе, если:
- робеете и смущаетесь в самых простых житейских ситуациях;
- постоянно нуждаетесь в помощи, поддержке или одобрении других людей;
- не проявляете инициативы, а ждете указаний и распоряжений от других;
- избегаете выяснения отношений, споров и конфликтных ситуаций;
- молча сносите обиды и унижения или даже оправдываетесь;
- позволяете собой манипулировать, использовать себя в чужих интересах;
- не высказываете своего мнения, не задаете вопросов, боясь показаться глупым;
- молчаливы и замкнуты в себе, избегаете лишних контактов с людьми;
- трудно отказывать другим людям, говорить «нет»;
- у Вас тихий, дрожащий голос с хрипотой и покашливаниями.
Излишняя самоуверенность и крайняя степень неуверенности в себе являются разными сторонами «одной медали» одного и того же качества. Психологические самоловушки, как вы знаете, подстерегают тех, кто кажется самоуверенным из-за того, что прячет свою неуверенность под бравадой, агрессивностью, высокомерием, показной храбростью и невозмутимостью.
3) Вы очень не уверены в себе (а окружающие считают, что слишком самоуверенны), если:
- стараетесь во всем быть в числе первых и лучших;
- стремитесь к власти над людьми и всенародной славе;
- прибегаете к психологическому или физическому насилию над людьми;
- спорите по любому поводу и постоянно провоцируете конфликтные ситуации;
- имеете «болезненное» самолюбие и слишком обидчивы;
- склонны воспринимать любое задание и проблему как вызов вашей личности;
- заводите многочисленные любовные связи, как Дон Жуан.
Уверенность в себе, так же как и неуверенность, является довольно устойчивым качеством личности, сформированным еще в детстве под воздействием определенных факторов внешней и внутренней жизни человека. Причинами стойкого чувства неуверенности в себе могут послужить следующие издержки воспитания:
- кризисная жизненная ситуация, пережитая как трагедия (смерть близких, развод родителей, предательство друга, публичное унижение достоинства);
- внутренний кризис личности (самокопания, самоунижения, потеря смысла жизни);
- «условная» любовь, когда родители как бы говорят: «Буду тебя любить только при условии, если ты будешь хорошим (послушным, трудолюбивым и т.д.)». Для нормального развития маленькая личность нуждается в безусловной любви, которая как бы говорит: »Люблю тебя таким, какой ты есть»;
- постоянное оценивание, критика и обзывание ребенка («глупый, лентяй, неряха»), а также чрезмерное захваливание («гений, корифей, красавец»);
- жестокое обращение родителей (особенно опасна деспотичная мать), частое применение наказаний, угроз, приказов, команд, нравоучений;
- отсутствие семьи, одного из родителей, наставника, друга в жизни, дающего образец поведения и помогающего разобраться в трудных жизненных ситуациях;
- кризис морали общества, которая, являясь носителем общечеловеческих ценностей, облегчает личности принятие жизненно важных решений.
Всё вышеперечисленное не является «ярлыком», а лишь может освободить Вас о излишнего груза ответственности за «недостатки», заранее увидеть их и предусмотреть пути избавления от них.
Проявления неуверенности в себе, заложенной неправильным воспитанием:
- БОЯЗНЬ ПОПРОБОВАТЬ — бездействие, нежелание добиваться своего из страха потерпеть поражение, «потерять свое лицо». Такая пассивность приводит к неправильной самооценке, к незнанию своих достоинств и реальных возможностей. Человек может, но не подозревает об этом или, наоборот, не может, но уверяет себя и других, что просто не хочет пробовать.
- ПРИСПОСОБЛЕНЧЕСТВО, конформизм — стремление быть как все, не выделяться, чтобы получить одобрение и поддержку окружающих.
- БРАВАДА и ЛЖИВОСТЬ — стремление произвести впечатление лучшее, чем объективно заслуживаешь, «пустить пыль в глаза». Многие люди почти бессознательно фантазируют, приукрашивают действительность, выдают желаемое за действительное. Для наших соотечественников очень характерны безответственность в соблюдении условий договоров, ложные обещания и дезинформирование.
- ЗАВИСТЬ, ОБИДА, САМОУНИЖЕНИЯ — постоянные сравнения себя с другими, недовольство собой и окружающими, самоунижения. Уверенный в себе человек стремится к саморазвитию, а не к самоутверждению через унижение других людей.
- СУЕТЛИВОСТЬ, боязнь опоздать, не угнаться за другими. Покой вызывает у неуверенных людей тревогу, страх. Они склонны действовать не по собственному желанию, а из боязни испытать внешний или внутренний дискомфорт, под влиянием внешней необходимости, по обязанности.
К сожалению, очень немногие люди могут похвастаться безупречно правильным воспитанием в детстве. Поэтому почти всем приходится заниматься самовоспитанием уверенности в себе.
Суть в том, что УВЕРЕННОСТЬ — ЭТО ОПЫТ ПОБЕД. Чтобы поверить в себя и свои силы, необходимо много раз наилучшим образом и достойно разрешить самые разные сложные жизненные ситуации. Устройство на работу — как раз одна из них, используйте возможность потренироваться на практике.
Напоминаем, что вы можете профессионально подготовиться к собеседованиям в Центре планирования карьеры и трудоустройства с опытными тренерами.
Этап четвертый. Встреча-собеседование
Достаточно хорошие управляющие имеют набор критериев, по которым определяют, кто будет хорошим работником. Обычно они заключаются в словах:
- Может. Кандидат может успешно выполнять рассматриваемую работу. Этому соответствуют: образование, знания, опыт, здоровье, психологические качества, семейное положение и так далее.
- Хочет. Объективно и субъективно заинтересован в рассматриваемой работе. Мотивация понятна и прогнозируема.
- Управляем. Кандидат хорошо понимает смысл сказанного и детали. Контролирует свою речь. Самокритичен, осознает свои ошибки и извлекает из них полезный опыт. Сохраняет самообладание в стрессовых ситуациях, не впадает в агрессию.
- Совместим. Кандидат достаточно доброжелателен и гибок в выстраивании отношений с окружающими, владеет техникой общения. Свойственные кандидату модели работы и поведения в основном соответствуют нормам, принятым в коллективе.
- Безопасен. Кандидат лоялен по отношению к своим работодателям, в меру открыт, но не болтлив, не склонен к обману и предательству.
В использовании набора основных критериев есть и другая сторона, связанная с определением цели в подборе персонала. Чтобы адекватно оценивать кандидатов, необходимо четко представлять задачи и условия работы, а также вытекающие из них требования к кандидату (составлено Поляковым, агентство «Метрополис»).
Если мы знаем, что будет оцениваться, мы сможем подготовиться к этому.
Учитываем, что Вас будут оценивать несколько человек:
- консультант-рекрутер (если Вас приглашают в солидную фирму),
- «human resource manager» (если Вас приглашают в солидную фирму),
- генеральный директор,
- заместитель или директор по Вашему направлению,
- непосредственный руководитель отдела или службы, на которую Вы претендуете.
Довольно много людей, как видите, но это в крайнем и лучшем случае.
Трудности возникают не только у Вас, но и у них, ведь они должны обладать навыками быстрой и эффективной оценки, что не всегда имеет место. Вам лишь надо учитывать, что могут оценивать эти люди и чем Вы можете им помочь, ибо чем легче им будет, тем более приятное ощущение появится у них от встречи с Вами. Значит, и отзыв будет более положительным.
Итак. Вас оценивают целиком, в большинстве случаев бессознательно сопоставляя идеальное представление и реальное наличие субъективного взгляда на Вас:
Первое, что попадёт им в глаза — Ваше лицо, если в костюме не будет ярких деталей, поэтому позвольте нанимателю увидеть нечто приятное, чистое и улыбающееся.
Второй важной деталью, на которой остановятся взгляды, будет Ваша одежда — оденьтесь в чистое, глаженное, неяркое.
Следующее, конечно же, обувь, здесь сами знаете условия.
То, что воспринимается людьми подсознательно — кинестетические сигналы; почти никто из начальников сознательно не настраивается на мысли о «стройности, уверенности, подходящем темпе и так далее». Ваши движения, положения корпуса в пространстве (осанка), амплитуда и темп, пластичность — составляющие того глубинного чувства «всё путём», которое необходимо человеку напротив Вас, а Вам уж тем более.
Ну и, конечно, звук Вашего голоса станет завершающей нотой в начале знакомства с, вероятно, Вашим будущим начальником.
Это лишь общие факторы воспринимающих систем вашего собеседника, которые будут им задействованы все одновременно или по отдельности. Удовлетворите их максимально — и успех Ваш.
Рассмотрим подробно способы и условия достижения лучшего понимания и восприятия при общении с работодателем. Узнайте, по возможности, о каждом вероятном собеседнике информацию заранее.
Ведь люди действуют на основе стереотипов:
- Для рекрутера-психолога Вы — объект исследования, давайте ему голые факты, воспринимайте как специалиста только в подборе кадров, а не вообще. Он имеет скорее всего высокое мнение о своих способностях «раскалывать» конкурсантов и часто создаёт атмосферу «экзамена» — будьте готовы стать на полчаса «отличником», с чёткими ответами и зачёткой, заполненной подходящим опытом.
- Для менеджера по персоналу Вы — прошедший первичный отбор специалист, имеющий право на место среди других прочих, подтвердите имидж делового человека и знатока своего дела, только придерживайтесь рамок реального подтверждения Вашего опыта и потенциала (если опыта мало). Обычно менеджер имеет внутренние опасения по поводу риска принять на работу ошибочно и ждёт от Вас убедительных доводов и больших планов. Именно он может проверить некоторые профессиональные качества и умения по требуемой работе, сразу предложив Вам несколько простых заданий в виде испытания.
- Для генерального директора достаточно важны рекомендации и выводы менеджера и рекрутера, но, сами понимаете, он имеет своё собственное мнение и стереотип (так называемый «макси-тип»). Ожидая от Вас уважения, понимания задач фирмы и своей работы, он, возможно, захочет видеть в Вас надежду и уверенность в прогрессе его предприятия, энтузиазм, но не суетливую крикливость. Часто директорам нравятся спокойные, деловые, «позитивно настроенные», хорошо одетые претенденты, готовые к действию и воспринимающие их речь как нечто близкое.
Не пугайтесь, но взгляды на портрет специалиста изменяются не только со временем, но просто от одного директора к другому (учитывая, что они не знакомы друг с другом). Поэтому, записываясь на приём, успевайте рассмотреть секретаря и его темп работы, выражения лиц сотрудников, выходящих из кабинета начальника, характерные порядок или беспорядок в офисе и так далее. Учитывайте Ваш опыт и Ваши стереотипы восприятия, делайте поправки и вот Вы готовы создать своё представление о том, что делать на встрече.
Надо уяснить, что является для нас главным при первых контактах с человеком. Эффективное общение требует от нас умения присоединяться к партнеру, понимать, что и как он думает, каковы его личные потребности и цели. Для этого мы должны поддерживать визуальный контакт. Если собираетесь говорить с кем-то, то смотрите на него. Глаза не только зеркало души, но и зеркало того, как Вы воспринимаете другого человека. Если Вы хорошо относитесь к своему начальнику, то это трудно скрыть, смотря ему в глаза, не так ли?
Из опыта общения со специалистами рекрутинговых агентств известно, что существуют стандартные «ловушки» при прохождении собеседования.
Вот некоторые из них:
Пауза. Нужно уметь держать паузы. Например, Вам задан вопрос. Вы на него ответили и ждете следующего вопроса. А интервьюер смотрит на Вас и как бы ждет продолжения. Некоторые соискатели не выдерживают этой стрессовой ситуации и начинают продолжать уже законченный рассказ. Как правило, ничего хорошего для соискателя это продолжение не дает. Гораздо правильнее, ответив на вопрос, спокойно, доброжелательно и выжидающе смотреть на интервьюера и ждать его следующего хода. То есть испытывать паузой самого интервьюера. Вещь довольно сложная — тренируйтесь заранее.
Неконкретный вопрос. Отвечая на любой вопрос, нужно преследовать две основные цели. Во-первых, дать интервьюеру ту информацию, которая его действительно интересует. Во-вторых, нужно стремиться дать о себе те сведения, которые помогают лучше продать себя. И не давать что-то обратное или лишнее. Неконкретные вопросы на собеседованиях весьма обычны. Причем опытный интервьюер задает их часто весьма сознательно, чтобы посмотреть, как соискатель выйдет из положения. Или чтобы выудить из него какую-то информацию, о которой он, может быть, и не хотел бы говорить. Столкнувшись с таким вопросом, лучше всего попытаться его конкретизировать. Например: «Если вы не возражаете, я расскажу о…».
И сделайте паузу. Если интервьюер промолчит, говорите о том, что назвали. А иногда интервьюер в ответ на Ваши слова уточняет и конкретизирует вопрос. В любом случае эффект достигнут. Тех же целей достигает классический вопрос на понимание: «Правильно ли я понял, что…». Только в этом случае вопрос на понимание заканчивается конкретизацией: «…что для Вас может представлять интерес информация о…».
Активное слушание. В эту ловушку особенно часто попадаются соискатели, которые любят поговорить. Задав вопрос, интервьюер применяет приёмы активного слушания, то есть демонстрирует свою большую заинтересованность в рассказе соискателя. Смотрит на соискателя внимательно и подбадривающе, кивает, говорит: «Да, да» или «Очень интересно», что-то записывает и так далее.
Бывают случаи, когда соискатели говорят без перерыва 8-10 минут, и их приходится прерывать. Это уже почти приговор. Причем часто в таких случаях соискатель затрудняется правильно сформулировать вопрос, который ему был задан. И извиняется за то, что увлекся. Но серьезная ошибка уже замечена и записана в пассив соискателю.
Как быть? Старайтесь ответ даже на самый сложный вопрос уложить в одну-две минуты. Можно, например, дать в своем ответе ключевые моменты и сказать о Вашей готовности ответить подробнее, если требуется.
Приглашение к откровенности. Искусный интервьюер может демонстрировать свое весьма дружелюбное отношение к Вам и побуждать к откровенности. Это тоже одна из ловушек. Следите за собой, держитесь приветливо, но старайтесь не говорить лишнего. Даже если интервьюер вызывает у Вас большую симпатию.
Непонимание. Вы поняли вопрос и, как Вам кажется, хорошо на него ответили. А интервьюер говорит, что не понял. Вы еще раз отвечаете, а он опять говорит, что не понял. На самом деле он может таким приемом испытывать Вас на стрессоустойчивость. И, действительно, оказавшись в подобной ситуации, кто-то из кандидатов может просто растеряться. А кто-то раздражается и начинает вести себя агрессивно. И то, и другое плохо. Правильнее не терять самообладание и спокойно уточнять, что именно не понял интервьюер. И, вытащив из него уточнения, терпеливо объяснить еще раз.
Провокация. Например, Вы рассказываете о своем опыте выполнения каких-то работ. А интервьюер, внимательно выслушав, вдруг говорит: «Так значит, Вы этим практически не занимались, я правильно понял?» На такую провокацию не нужно отвечать пространно. Лучше спокойно ответить: «Нет, неправильно. Я занимался этим достаточно много и серьезно». И спокойно испытывать самого интервьюера паузой (смотри выше). Особенно хорошо, если в этот момент Вы своим лицом, позой и движением (вернее отсутствием оных) демонстрируете доброжелательность и уверенность в себе.
В любом случае уверенность только выручит Вас, а внимательное отношение к собеседнику и его вопросам поможет показать Вас активным слушателем и даст новый опыт. И, скажем прямо, ситуативные помехи — плохое настроение начальника, кризис на рынке, беспричинная антипатия — могут повлиять на решения не в Вашу пользу. Как нам советует одна из выпускниц: «Поднимайтесь и идите дальше», и она права — работы много, а Вы единственный, кто может сделать её лучше. Получить психологическую помощь и совет Вы можете в Центре планирования карьеры и трудоустройства.
50 причин отказа в работе, на которую претендуют
По порядку значимости приведены причины, названные предпринимателями в качестве оснований для отказа в работе. Перечень подготовлен на основе обзора Ф.С. Эндикота, бывшего главы службы трудоустройства Северо-Западного Университета (Бостон, США):
- Жалкий внешний вид.
- Манеры всезнайки.
- Неумение изъясняться: слабый голос, плохая дикция, грамматические ошибки.
- Отсутствие плана карьеры: четких целей и задач».
- Недостаток искренности и уравновешенности.
- Отсутствие интереса и энтузиазма.
- Невозможность участия в делах помимо обусловленного графика.
- Чрезмерная концентрация на деньгах: заинтересованность только в более высокой оплате.
- Низкая успеваемость во время учебы.
- Нежелание начать снизу: ожидает слишком многого и слишком быстро.
- Стремление к самооправданию, уклончивость, ссылки на неблагоприятные факторы.
- Недостаток такта.
- Недостаточная зрелость.
- Недостаточная вежливость.
- Презрительные отзывы о предыдущих работодателях.
- Недостаточное умение ориентироваться в обществе.
- Выраженное нежелание учиться.
- Недостаточная живость.
- Нежелание смотреть в глаза интервьюеру.
- Вялое, «рыбье» рукопожатие.
- Нерешительность.
- Бездельничанье во время отпуска, приоритет пляжных удовольствий.
- Неудачная семейная жизнь.
- Трения с родителями.
- Неряшливость.
- Отсутствие целеустремленности (просто ищет местечко).
- Желание получить работу на короткое время.
- Мало чувства юмора.
- Мало знаний по специальности.
- Несамостоятельность (родители принимают за него решения).
- Отсутствие интереса к компании или отрасли.
- Подчеркивание того, с кем имеет знакомство.
- Нежелание отправляться туда, куда потребуется.
- Цинизм.
- Низкий моральный уровень.
- Лень.
- Нетерпимость при сильно развитых предубеждениях.
- Узость интересов.
- Неумение ценить время (проводит много времени в кино).
- Плохое ведение собственных финансовых дел.
- Отсутствие интереса к общественной деятельности.
- Неспособность воспринимать критику.
- Отсутствие понимания ценности опыта.
- Радикальность идей.
- Опоздание на интервью без уважительной причины.
- Отсутствие каких бы то ни было сведений о компании.
- Невоспитанность (не благодарит интервьюера за уделенное время).
- Отсутствие вопросов о работе к интервьюеру.
- Сильно давящий тип.
- Неопределенность ответов на вопросы.
Этап пятый. Первые дни на работе
Как быстро Вы продвинетесь по служебной лестнице — зависит от Вас, от того, насколько сфера деятельности фирмы близка к Вашей будущей специальности, а также от взглядов руководства на карьерные перспективы своих сотрудников. В некоторых фирмах предпочитают «мариновать» своих, предлагая более-менее приличные должности людям «со стороны». Проработав на незначительной должности около полугода, Вы вполне можете поставить перед руководством вопрос о своих дальнейших профессиональных перспективах или, оценив их самостоятельно, поискать себе другую работу, где Ваше повышение более реально. Это зависит от Вас, точнее, от Вашего умения убедить руководителя, что время, проведенное на работе, и знания, полученные в учебном заведении, не пропали для Вас даром.
Поступить в вуз — тяжело, а учиться — еще тяжелей. Но вот учёба закончена, а работа вроде бы найдена, и, кажется, есть все основания радоваться удаче, однако…
По мнению многих социальных психологов, депрессия и физическое переутомление настигают более 70% всех новых сотрудников. Любая смена профессиональной деятельности — это всегда стресс.
Даже если новая работа соответствует профилю вашей деятельности, она все равно имеет свою конкретную специфику, отличную от всех прочих. И это неизбежно потребует от Вас дополнительных усилий для адаптации к новым условиям и требованиям. А уж если Вы изберёте принципиально новый для себя род деятельности, трудности возрастут многократно.
Помимо профессиональных проблем, неизбежно ожидающих новичка, его подстерегают еще и психологические.
Во-первых, совершенно очевидно, что любая — без исключения — деятельность предполагает прогресс. Ясно, что отдача работника в период освоения нового для него дела не адекватна отдаче того же работника, приобретшего необходимые навыки, опыт, уверенность в своих силах. Другое дело, что процесс профессионального становления — явление сугубо индивидуальное, у всех он протекает по-разному, в зависимости от начальных условий, способностей и прочих личных качеств.
Во-вторых, зачем же так недооценивать окружающий новичка трудовой коллектив: ведь его составляют живые люди, обладающие способностями не только бесстрастно фиксировать результаты труда нового сотрудника. Они, к тому же, в свое время тоже начинали с нуля, а не родились универсалами, способными на решение любых производственных задач. Нередко бывает, что опыт приходит настолько быстро, что коллеги становятся зависимыми от нового «мастера». Чаще всего мнение о человеке (а не о работнике, на мой взгляд) складывается, как правило, сразу и окончательно, то есть в самый тяжелый для него период акклиматизации. И трудности профессионального роста новичка — отнюдь не препятствие для проявления к нему симпатий и уважения со стороны коллег, если налицо добросовестность и стремление принести пользу.
Несколько штрихов «о правилах поведения» на новом рабочем месте:
- будьте пунктуальными, постарайтесь не опаздывать (лучше выходить из дома с большим запасом времени);
- одевайтесь аккуратно, не вызывающе;
- не проявляйте излишнюю активность в вопросах, в которых испытываете недостаток компетенции;
- ограничьте свои беседы на работе сугубо деловыми разговорами;
- в первые дни лучше не звоните по личным делам;
- воздержитесь от любых сравнений новой и старой работы, а также критики в адрес коллег или начальства.
Очень важно не стесняться говорить о своих затруднениях и просить помощи у сотрудников. Этим мы почему-то (наверное, из чувства ложной скромности и гордости) нередко пренебрегаем, а в результате проигрываем.
Напомним о трудоустройстве по знакомству. Только не нужно путать день нынешний и день минувший, предупреждают нас специалисты и директора. Сегодня руководитель берет на работу знакомого или родственника с одной вполне ясной целью: иметь гарантию честности, ответственности, компетентности. Держать в своем бизнесе ленивых или бестолковых никто из предпринимателей не станет, будь они ему хоть родными братьями и сестрами. Да и работнику, устроенному по знакомству, куда легче пережить период адаптации к новому роду деятельности, у него, соответственно, меньше шансов оказаться не у дел в описанной выше ситуации. Так что в целом явление «блата» — в его современном представлении — можно оценить как позитивное.
Этап шестой. Структура резюме
Возможный формуляр-образец заполнения резюме можно скачать тут
ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО (Рекомендуется писать крупными буквами (18-20 кегли шрифта) по центру вверху)
1. Контактная информация
Укажите свой телефон, адрес электронной почты и домашней страницы (если имеется). Указывать домашний адрес желательно, но необязательно. Можно ограничиться районом. Одним словом, напишите те средства связи, по которым с вами можно быстро и оперативно связаться.
2. Предпочтительная сфера деятельности
Напишите, на какую работу или область деятельности вы претендуете, обозначьте границы профессиональных интересов. Здесь также можете указать ваши пожелания и требования к будущему месту работы.
3. Образование (основное и дополнительное)
Представьте информацию как о фундаментальном образовании, так и о дополнительном: курсы, семинары, тренинги, стажировки и т.д. Указываются необходимые данные по каждому месту учебы:
- дата поступления;
- дата окончания (месяц/год);
- название учебного заведения, название факультета;
- уровень образования (среднее, среднее техническое, незаконченное высшее, высшее и т.п.)
- название специальности.
4. Опыт работы
Укажите данные по каждому месту работы, начиная с последнего (текущего):
- дата поступления;
- дата окончания (месяц/год);
- наименование компании;
- направление деятельности компании;
- название вашей должности;
- функциональные обязанности, желательно подробно;
- приобретенные навыки, знания, умения, достижения (конкретные факты из профессиональной деятельности).
Для студентов и выпускников этот раздел может содержать информацию как об оплачиваемой работе, так и неоплачиваемой (написание курсовой работы, диплома, общественной деятельности).
5. Профессиональные навыки и знания
Перечислите свои навыки и знания, подходящие для той специальности, которая является целью вашего резюме, а также укажите:
- уровень владения компьютером, специальными программами;
- владение оргтехникой (факс, модем, сканер, копировальное оборудование, офисная АТС и т.п.).
6. Участие в конференциях, конкурсах научных проектов. Награды. Публикации
Укажите, если имеются.
7. Знания языков
Укажите язык и уровень владения (начальный/продвинутый/свободное владение).
8. Личные качества
9. Личные данные
В этом разделе вы можете указать такие сведения, как:
- дата рождения;
- возможность командировок;
- семейное положение, наличие детей;
- наличие водительских прав.
Сотрудники центра
Макарова Татьяна Константиновна-директор Центра планирования карьеры и трудоустройства, зам. проректора по учебной работе, к.п.н., доцент.
Никитина Татьяна Владимировна-руководитель направления трудоустройства выпускников, к.т.н., доцент.
Адрес центра
Центр располагается по адресу г. Самара, ул Г.С. Аксакова, д. 21, к. 224 и 209.
Тел.: 8 (846) 338-06-68 и 8 (846) 336-36-47 раб., E-mail: training@imi-samara.ru